Alex (cooler) wrote,
Alex
cooler

Язык тролля (Trolltunga) 2016

Кратко: в очередной раз разбил стекло телефона, порезал кроссовок о камень, промочил ноги, частично сгорел на солнце. Безумно счастлив.

Подъем на тролтунгу теперь начинается не с лестницы, а сразу лесной тропой сильного уклона, сплошные каменные и вытоптанные в земле ступеньки. (Парковка на 15ч - 200крон).
Весь первый километр эта дорожка виляет, ведя вас вверх. К моему удивлению, мои, закисшие от двух дней сидения в авто, ноги буквально ожили, и я, подобно горному сайгаку, бодро запрыгал с камня на камень.
Уже через пятьсот метров (горизонтальных) я скинул с себя всю одежду, оставив лишь шорты, пульсометр и кучу удивлённых взглядов от обгоняемых мною попутчиков.
При первых метрах мой гармин радостно сообщил мне о паузе и решил, что я сижу отдыхаю, настолько ничтожно было перемещение в плоскости. Я отключил автопаузу, как делаю это при плавании. А когда переодевался, поставил её вручную. И, конечно, заметил, что забыл снять, спустя километр,  носясь по плато. Да и фиг-то с ним. :)
После первого километра дела идут получше, самое трудное (как думают некоторые) позади.  Начинаются вкрблюды, уже без такого апхила, но зато со снежными проплешинами. Снег довольно плотный утром, к тому же есть тропинки, и лучше с них без нужды не сходить - проломить наст и провалиться по колено не придаст скорости. Также следует избегать наступать на мостики (места, где под снегом текут ручьи). Их всегда видно, легко перешагнуть и, как правило, чья-то нога уже оставила там сквозную дыру.
В остальном следует вести себя также как и в любых горах: смотреть куда ставишь ноги, если хочется видами полюбоваться - лучше остановиться (разумнее потерять секунду, чем подвернуть ногу). Убирать технику в чехол/карман, т.к. подскользнуться легко (были места, гле словно коров прогнали по грязи), при этом свободные ркуи смогут помочь, а занятые разобьют гаджет, да ещё мозг начнет соображать кого спасать, кэнон или владельца.
Нас шло пять человек (вру. шло четверо, один бежал). У лидера и замыкающего были рации. Но как только я миновал первый перевал, связь пропала. С холма на ходм и в прямой видимости бьет далеко. Как выяснилось, девчонки ещё и смсились всю дорогу. Миф, про полное отсутствие связи был разрушен полностью какой-то блондинкой, сидевшей у "языка" и болтавшей по телефону. "Людочка, ты сейчас упадешь! Я тут на троллтунге сижу,  вот селфик отсылаю как пруфы."
Обогнал я немыслимое количество народу. С некоторымм поболтал. Весь мир здесь: канада, норвегия, польша, франция, британия, китай, малазия, украина, италия, питер родной даже.
Ноги несли безумно весело, не взирая на грязи, камни и снег. Километры мелькали один за другим. Вся тропа отмечена красными буквами "Т" на камнях и столбиками через каждый километр, с указанием сколько вы прошли и сколько осталось. Местами выложены пирамидки из камней.  Всё же я умудрился три раза сбиться и найти какие-то альтернативные пути вкрнуться на тропу. Знаки-то видны один от другого, отойди в сторону - горы как горы. Но как же красиво?!! - словами и фотографиями не передать. Это надо видеть самому.
Опьянев от чистого воздуха, свободы и эндорфинов я потерял бдительность, подскользнулся и шмякнулся, успев подставить руку, в которой был телефон (в общем зря менял стекло на новое месяц назад :)). Спустя пару минут, заглядевшись на очередной водопад, цепанул кроссовком камень с острым краем (не на тропе), получив на ткани шрам на память. Всё, что вам советовал - нарушил. :))
На третьем километре первый встречный - парнишка в спортивной форме пронесся мимо с невероятной скоростью, видать воркаутит трейл. Есть такой участок на страве.
Для простых ходоков заявлено время 10 часов. У меня подъем занял 2:30, спуск пешком 3:30. Племяши дошли за 4, вернулись со мной. Сестру с мужем и шведа ждали наверху ещё час-полтора, а внизу два или три. В итоге зелено-красного Андерса они буквально привели под руки. На последнем км его хватил перегруз с перегревом, его знобило и колотило,  он горел от солнца и температуры. Пришлось мне даже рулить его развалющую тойоту до домика.
Я по пути вверх всего пару раз приложился к бутылке, ничего не ел. Взрослые делали привалы на перекусы, несколько раз пополняли запасы воды. Вода - последнее, что стоило брать с собой, лишняя нагрузка. Достаточно взять мелкую бутылку, пить можно из любого ручья, а их там течёт не один десяток.
С погодой повезло. Весь день палило солнце. Облачка лишь создавали временную прохладу. Но горы - коварная штука. Если солнце убрать больше чем на полчаса или ветер переменится - будет хододно. Низкая температура не дает понять, что открытые участки обгорели. Я, после безвыходного велосипедного загара, применил хитрый лайфхак - натянул велорукава, чтоб хоть как-то выровнять загар. Но вышли пробелы, теперь я всех оттенков.
Подъем, согласно показаниям высоты гармина и табличке на пути, составляет 900 метров (с 300 до 1200). Так что горнячка вам вряд ли светит. Но за первым же перевалом уже как-то безжизненно, ни птиц ни живности, мхи да стелющиеся растения.
Дойдя-добежав до вершины (хоть это и не вершина вовсе) я, как и многие, малость удивился - сам "язык тролля" совсем не большой, каким он кажется на фотографиях. И даже как скальный элемент не особо интересен. Но в сочетании с видом на озеро и горы противоположного берега конечно очарователен и привлекателен.
Народу было не много. Я расположился на одном из склонов и стал ждать отставшую команду, наблюдая за происходящии вокруг. В основном все останавливались и начинали утолять голод. Мне, при распределении провианта достались два мешка сухарей, которые я привез ещё из дома. И вот я загораю на знаменитой троллтунге и хрустю ашановскими сухариками. Даже смешно стало. Рядом расположились норвеги с собакой. Поболтали. Пытались угостить меня виски.
Потом начали прибывать все те, кого я обгонял. Уже просто здоровались, как старые знакомые. Поразительная энергетика места и пути к нему делает людей друзьями в минуты.
Многие просили сфоткать их на скале - никому не отказывал. Когда предлагали ответную услугу, приходили в шок, от моего ответа - у меня нет фотоаппарата. "Правда? Я не ослышался? Ты залез сюда и у тебя нет камеры? Давай я тебя сниму на свою?"
Услышал родную речь, подошёл к ребятам, оказались тоже из Питера. Сфоткал их вместе. Надеюсь, пришлют копию на память, вроде вышло хорошо.
Познакомился с отличным парнем, украинцем Антоном. Путешествующий автостопом, он зарядил всех на горе такой дозой позитива и жизнелюбия, что каждый поделился с ним контактами и совместным фото (Антон, наше в твоей камере ;). Жалко, мало пообщались, тут неделя нужна, всё обсудить. Но когда ты с кем-то на одной волне (Дима не даст соврать) провидение обязательно сделает так, чтобы вы пересеклись снова - спустя несколько часов я выступал Антохиным драйвером! Я, путешествующий по Швеции на велосипеде, подвожу бэкпакера по Норвегии на машине ! Невероятно ведь, а?!
Но вернемся к горе (сказал хоббит).
Вот и высохло всё - носки и кросовки. Приходили и бодряки и толстяки и задыхающиеся, обливающиеся потом подростки. Были и тепло одетые люди и налегке. С немеряными рюкзаками и просто с гидраторами.
Все радуются, улыбаются друг-другу, кричат "айдидит".
- Ха, сказал я одному такому, это лишь половина пути.
- Вот же "язык" - удивился он.
- Нет, есть ещё путь назад, пояснил я.
Через долгих полтора часа пришли и мои племяши. Первый же вопрос - у тебя еда есть? Ушёл второй мешок сухарей.
Ребятам уже пришлось вставать в очередь на фотосессию. Но не сильно долгую. И не подумайте, что кто-то кого-то там торопил. Ни в коем разе, позируй сколько надо, реализуй свои безумные идеи (уж я такого насмотрелся, порой сердце замирало).
Когда подошли отставшие, уже очень кушать хотелось (распределение продуктов было типа: волк, коза и капуста). По-быстрому пофоткались, приготовили и слопали обед и двинулись в обратный путь. Хотели все вместе, но как-то получилось, что растянулись, и я снова учесал вперёд. Простите. Старался не бежать, исключительно для вычисления скорости прохождения обычным шагом. И вновь мимо всех, кого обгонял туда, потом встречал и провожал там. Когда оставалось 4 км меня вдруг догнали Аня и Миша. Втроём мы сделали всех остальных. И зависли на парковке, в четвертый раз встречая остальных :) Помочили ножки в ледяной воде озера у подножия тропы. Охладили солнечные ожоги. Дождались Антона, я предложил его подкинуть, ещё не зная, что буду делать это сам.
Дальше вроде было описано выше.
Итоги.
Что я брал с собой:
легкая одежда: шорты беговые и две футболки, запасные носки (не пригодились), ветровка карманная (не пригодилась).
теплая одежда: флисовые тайтсы, в которых бегаю зимой (не пригодились), флисовая кофта (надеаал наверху когда был ветер), велотермуха (не пригодилась), дождевые штаны и куртка (не пригодились), шипы на кроссовки (пару раз надевал на снежные участки вверх и чтобы слезть по снежному склону за упавшей рацией). Помадка - губы уже после велосипедного трипа под солнцем стали как капуста.
Чего не хватало:
крем от солнца крайне был необходим - на прохладе не замечаешь как запекаешься),
тур.ботинок или трейловых кроссовок - не вез, т.к. лишний вес для велосипедной части.
Но вам скажу, смотрите по погоде и по подготовленности. Кому-то и зима лето, а кто-то и летом мерзнет. К тому же, если бы пошёл дождь, или ещё что - лучше быть готовым.
И самое главное - оно того стоит!!!
Не ради фото, каких в сети тысячи, но ради того, чтобы посмотреть/походить/потрогать эти прекрасные норвежсеие горы, сияющий своей голубизной, не жёлтый снег, попить из кристально чистых ручьёв и водопадов, впадающих в прозрачные до самого дна озёра, вдохнуть не загаженный выхлопами воздух прямо из облаков.

[Хроники Скандитура]
- Путь
- Горный Троллинг
- Сводная
Не всё ещё написано и меню меняемо, не переключайтесь ;)
Tags: горы, друзья, норвегия, путешествия, скандинавия