Alex (cooler) wrote,
Alex
cooler

Categories:

Выправляем колесо

Случилась тут со мной неприятность - неудачно приземлился задним колесом велосипеда на угол поребрика.
Удар вышел довольно сильный, двойной обод вогнуло внутрь, сплющило края, даже от колодок тормозных отслоилась часть. Пришлось скинуть V-brake, чтобы доехать на этом подпрыгивающем инвалиде до мастерской, используя только передний тормоз (крайне непривычно и даже опасно, т.к. мозг вначале все равно заставлял руки использовать задний).
В мастерской специалисты посмотрели и сказали, что ободу кирдык и его только под замену, причем у них на данный момент похожего ничего нет. Расстроенный я вернулся домой и сел гуглить. Спустя час я был ещё грустнее, все истории по попыткам выпрямления обода сводились к провалу, народ что только не пробовал для этих целей - от кувалды, до трубогибов. Также расстраивали цены, ассортимент и наличие в магазинах. Оригинальный обод у меня красного цвета, и каждый экземпляр из нашего велопарка мне нравится таким какой он есть, переставлять и делать попугаев совсем не хочется. Даже если найти красный двойной обод, то переспицевать колесо (кстати целая наука, так что самому стоит браться в самом крайнем случае) стоит дороже чем купить новое колесо в сборе.
Что же решил я, раз ему всё равно путь на помойку - то хуже я уже не сделаю, и решил попробовать выпрямить яйцеватую восьмёрку. Выхватив из разных форумов разные мысли и сведя всё в уме во что-то безопасное и доступное по инструментам/материалам я выкроил время и занялся велосипедом. Для начала отмываем/отчищаем тело (работать с чистым приятнее, итак будет чем извозиться). Снимаем колесо, изучаем повреждения:
погнут обод
Снимаем покрышку и камеру, ещё раз осматриваемся:
вид два
Ставим на раму - проводим замеры, бъёт по вертикали на сантиметр почти, в плоскости тоже, очень плохо.
Далее я исходил из того, что если куда-то стукнуло и погнуло, то для выпрямления нужно делать нечто обратное.
Поскольку от удара погнуло края обода, то фигануть изнутри кувалдой и погнуть еще и его внутреннюю поверхность (которую потом уже никак не отрихтуешь) было бы неправильно, и я пошёл по пути автосервисных кузовщиков - вытягивать. В качестве станка была использована рама велосипеда, в качестве тяги - веревка. Обязательно максимально ослабить спицы на стороне вмятины (ну и не перепутать место).
рама как станок
Обратите внимание на то, что узел завязан не тут же, а после нескольких витков на других элементах (у меня был опыт - пытался пень и корень вытянуть веревкой, узел затянулся так сильно, что пришлось его просто отрезать), так он развяжется потом без усилий.
В качестве ворота советую взять стальной пруток или кусок трубы, у меня был алюминиевый:
вытягиваем обод воротком
Почему был? Очень просто - усилие оказывается необходимо очень большое:
вороток удваивается
Дальше в качестве воротка я использовал рукоятку небольшого молотка, она с честью выдержала нагрузку.
После каждого полуоборота ворота я разматывал эту импровизированную лебедку и тут же прокручивал колесо, изучая результат. И это сработало. Но выяснилось, что если в одном месте что-то вгибается, то по краям чуток выгибается, и выглядит это как-то так:
векторы выпрямления
Т.е. внутреннюю часть все ещё надо выгибать, в то время как прилегающие области уже вылезли за пределы основного радиуса. Тут нужен какой-то другой прибор, известный науке как трубогиб:
трубогиб
Ничего подобного у меня сроду не было, но взгляд упал на стоящую рядом стремянку, и я решил, что вполне сойдет для пробы. Положив её на бок, и поставив нечто тяжёлое (себя самого и супругу) на нижние трубы я начал как-бы катить колесо сквозь них:
импровизируем с двумя векторами
Пару раз с пары сторон хватило, снова ставим на вилку - колесо вращается почти ровно, остальное выравниваем спицами, попутно убираем восьмерку и делаем равный натяг спиц. Прогнутые внутрь стороны обода я выравнял при помощи двух гаечных ключей (конечно, если бы я был на даче - я бы использовал деревяшки, подогнав их до нужного размера), подкладывал рукоятку толстого разводного ключа внутри обода с одной стороны используя как опору и круглой ручкой второго ключа потихоньку выдавливал изгиб наружу, потом так же поступил с другой стороной.
Если бы пришлось делать это повторно, я бы все же поискал деревяхи и прогнал бы их сквозь узкое место выгоняя стороны наружу, или подложил бы какие-то пластины - чтобы была больше площадь соприкосновения, а так у меня вышло немного волнисто и немного ободралась краска, но лишь на внутренней поверхности (наружу не видна), да и я её закрасил моей автомазилкой, которая оказалась точно того же цвета:
автомобильный косметический карандаш-кисточка getz
Вышло как-то так:
обод почти прямой
Далее всё совсем просто - ставим покрышку, камеру, накачиваем, вращаем, изучаем. Внешняя сторона покрышки не смещается ни в одну сторону даже на миллиметр, обод относительно колодок ходит идеально, небольшое движение есть на ободе по вертикали (как-нибудь всё же найду настоящий трубогиб как на картинке выше и исправлю) и немного бликуют неровности на тормозной поверхности, но уверен они пропадут сами после соприкосновений с колодками.
Вся процедура заняла час-полтора.
Главное - это вера в себя и техника безопасности, расстояние между рамой и колесом очень маленькое, приходится всё время следить, чтобы ничего не зацепить и не пораниться.
Во момент хрустнувшего воротка меня от травмы спасли только "счастливые" перчатки (уже не первый раз, кстати), без них сильно ободрал бы руку.
счастливые перчатки
UPD: закину ссылку на спицевание - самая полноценная статья, которую мне удалось найти
UPD2: испытания внедорожьем с доп.нагрузкой прошли замечательно:
обкатка
Tags: diy, вело, ремонт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment